Последние обсуждения в парламенте Кыргызстана показали серьезные проблемы с утечкой инвестиционного капитала из-за политической нестабильности и непредсказуемости действий правоохранительных органов. Экономические условия также не способствуют росту экономической активности.
Уменьшение притока инвестиций подрывает стабильность госбюджета, особенно на фоне предстоящих выборов, которые требуют значительных бюджетных расходов для обеспечения поддержки населения. Ситуация осложняется необходимостью балансировать между соблюдением бюджетных обязательств и поддержанием лояльности граждан.
Свидетельства, поступающие от читателей, указывают на ужесточение налогового контроля, напоминающее налоговый экстремизм, что мешает нормальной налоговой практике.
Предприниматели жалуются на невозможность доказать свою правоту во время налоговых аудитов, где инспекторы, ссылаясь на вышестоящие указания, требуют необоснованные доплаты. Если для доначислений нет оснований, налоговые органы могут требовать уплаты значительных сумм налогов заранее, под угрозой «неконтролируемых» штрафов и налоговых доначислений. Сообщается, что судебная система получила негласное указание рассматривать налоговые споры в пользу государства, что ставит под вопрос справедливость судебного разбирательства.
Включение финансовой полиции в процесс принудительного сбора налогов только усугубляет ситуацию, поощряя предпринимателей к соглашению на предварительные выплаты вместо обжалования несправедливых требований.
Эта практика приведет к краткосрочному увеличению бюджетных поступлений, но в долгосрочной перспективе вызовет сокращение числа налогоплательщиков и уход значительной части бизнеса в неформальный сектор. Это, в свою очередь, приведет к дальнейшему усилению налогового давления на оставшихся налогоплательщиков, создавая порочный круг.
Ожидается, что налоговое давление спровоцирует отток капитала из банковской системы, усиливая тенденцию к переходу на наличные расчеты среди бизнеса.
Предлагается ряд мер для корректировки текущей ситуации, включая прекращение практики налогового давления и публичное объявление о смене подходов к налоговой политике. Рекомендуется разрешить судам рассматривать налоговые дела строго в соответствии с законом, освободив их от неформального давления на принятие решений в пользу государства, а также отказаться от практики наказания инспекторов за отсутствие доначислений по результатам проверок. Вместо этого стоит сфокусироваться на качестве проведения проверок и борьбе с коррупцией в налоговых органах.
Чтобы улучшить ситуацию с бюджетными поступлениями, власти могут прибегнуть к нескольким стратегиям:
- Стимулирование инвестиций: Создать благоприятные условия для инвесторов, устранить бюрократические препятствия и предложить стимулы для внутренних и международных инвестиций в приоритетные отрасли экономики. Это увеличит налоговые поступления в долгосрочной перспективе за счет роста прибыльности бизнеса.
- Реформа лицензирования: Оптимизировать процесс выдачи лицензий на недропользование, устранить административные барьеры и упростить доступ к ресурсам для инвесторов. Введение прозрачных и эффективных механизмов аукционов может способствовать увеличению доходов от лицензирования и активизации инвестиционной деятельности в секторе добычи полезных ископаемых.
- Привлечение бизнеса через налоговые льготы: Предложить льготные налоговые ставки для компаний, ведущих деятельность за пределами Кыргызстана, используя страну как юрисдикцию для международного бизнеса. Это позволит привлечь новые компании и увеличить объем налоговых поступлений без значительного воздействия на внутренний рынок.
Такие меры могут способствовать восстановлению доверия бизнеса к налоговой системе, стабилизации экономической ситуации и обеспечению устойчивого роста государственного бюджета. Важно, чтобы правительство и налоговые органы восприняли эти предложения как возможность для изменений, направленных на поддержку экономического развития и укрепление финансовой системы страны.